Головка блока цилиндров (ГБЦ) — ключевой компонент двигателя. Она отвечает за оптимальное смешивание топлива с воздухом и сгорание этой смеси в камерах сгорания. Содержит клапаны, форсунки, свечи зажигания и другие системы.
От исправности ГБЦ зависят мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов двигателя. Ее неисправности часто становятся причиной поломок и выхода из строя всего двигателя.
Частые проблемы и их признаки:
Наиболее распространенные неполадки ГБЦ:
- Трещины и прогары прокладки ГБЦ — приводят к утечкам охлаждающей жидкости в моторное масло и наружу или к перегреву двигателя.
- Закоксовывание поверхностей камер сгорания — снижает мощность и вызывает повышенный расход топлива
- Поломки клапанов и их направляющих — ведут к потере компрессии и мощности
- Нарушение регулировки клапанов — является причиной неровной работы двигателя и повышенного износа деталей
Пример: После замены ремня ГРМ у Volkswagen Passat 1.8 TSI заметно упала мощность двигателя и возник повышенный расход масла. Причина — нарушение регулировки клапанов при сборке ГБЦ. Для исправления потребовалась повторная разборка головки и точная настройка клапанного механизма.
Важность своевременного ремонта:
Несвоевременное устранение неисправностей ГБЦ чревато следующими серьезными последствиями:
- Перегрев и заклинивание двигателя, приводящие к полной потере работоспособности
- Выход из строя турбокомпрессора вследствие попадания в него охлаждающей жидкости
- Ускоренный износ цилиндро-поршневой группы из-за потери компрессии
Пример: В Renault Megane II 1.5 dCi длительное время игнорировали течь прокладки ГБЦ. В итоге, охлаждающая жидкость через трещины попала в цилиндры. Это привело к резкому увеличению расхода масла. Потребовался капитальный ремонт двигателя с заменой поршней и вкладышей.
Преимущества профессионального ремонта:
Доверить ремонт ГБЦ квалифицированным специалистам автотехцентра «АвтоМеханика» выгодно по следующим причинам:
- Использование специального оборудования для высокоточной диагностики
- Надлежащее техническое оснащение для качественного проведения всех видов работ
- Применение высококачественных материалов и расходных частей
- Соблюдение регламентов завода-изготовителя
- Сохранение заводской гарантии на автомобиль
Пример: В Hyundai Elantra 1.6 GDI заменили прокладку ГБЦ в неавторизованном сервисе. Спустя месяц вновь появилась течь — из-за неправильной посадки прокладки. В авторизованном центре Hyundai выполнили повторную замену прокладки с соблюдением всех нормативов. После этого проблема была устранена окончательно.
Процесс ремонта:
Полноценный ремонт ГБЦ включает следующие этапы:
1) Диагностика состояния узлов и систем головки с помощью специнструмента
2) Демонтаж ГБЦ и снятие газораспределительного механизма
3) Очистка деталей от отложений, шлифовка поверхностей при необходимости
4) Проверка и исправление геометрии головки и клапанов
5) Замена всех изношенных деталей — прокладок, сальников, направляющих втулок
6) Сборка компонентов с точным соблюдением моментов затяжки и регулировок
7) Финишная диагностика отремонтированной ГБЦ

Стоимость:
Стоимость зависит от марки автомобиля и объема необходимых работ.
Ориентировочно, ремонт головки без замены клапанов для внедорожника обойдется в диапазоне 18 000 — 22 000₽.
Для автомобиля премиум-класса ремонт с регулировкой или заменой всех клапанов может вылиться в сумму 60 000 — 80 000₽.
Пример: В Mercedes-Benz E250 потребовалась полная переборка головки с заменой рычагов и направляющих клапанов — всего 67 000₽. А в Mazda CX-5 для устранения течи в прокладке меняли только её саму — за 19 800₽.
Советы по уходу и профилактике:
Чтобы не допустить дорогого ремонта ГБЦ, необходимо:- Регулярно проверять уровень и качество охлаждающей жидкости
- Контролировать рабочую температуру двигателя, не допуская перегрева
- Соблюдать периодичность замены технических жидкостей
- Вовремя менять ремень и компоненты ГРМ